«Народ доволен… Мужики, которые рыбачат реально, они ещё и так говорят, что я куплю форель, не нужна мне стерлядка, куплю у браконьеров», – такое мнение озвучивал руководитель региональной Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Томской области «Колта-Куп», Усатова Т.Х. на заседании, организованным Департаментом внутренней политики по вопросам лишения квот на стерлядь коренных малочисленных народов Севера Томской области. Данная встреча была организована по просьбе представителей коренных малочисленных народов Севера для разъяснения причин принятого решения и расширения диалога с представителями коренных народов Севера с департаментом. Помимо дискуссии с департаментом стало кристально видно, что руководитель региональной организации не готов отстаивать интересы коренных народов, но готова работать и поддерживать решения, принятые Администрацией, даже, если они могут принести ущерб традиционным знаниям, питанию и хозяйствованию коренных народов Севера.
Позиция членов Союза КМНС, местных общественных объединений коренных народов Севера, была другой, активисты выражали свою позицию на круглых столах, собраниях, готовили обращения Губернатору Томской области, в Министерство рыбного хозяйства, в прокуратуру, обращались в суды, СМИ, прямую линию Мазура В.В., документировали свои обращения и делились ими на информационных сайтах, на персональных страничках и страницах объединений в социальных сетях.
В объединениях коренных народов Севера существует свой кодекс работы и негласные правила, наши организации были созданы с целью защиты прав и интересов, сохранения культуры и языков коренных народов, и это, прежде всего нужно нам самим, а не власти или общественности или еще кому-то, мы работаем не для красивых фотографий с высокими должностными лицами или записи песен в студии, наша общественная работа имеет значение прежде всего для нас самих, наших семей, родственников, единомышленников, коллег по организации, активистов в селе и городе. Эта работа бесплатная, но требует большого количества времени, личного включения в проблемы, отстаивания непопулярных, порой, решений для власти или промышленности, а те, кто пытаются сохранить традиционные культуры, дополнительно подвергаются прессингу, наши мнения искажаются или спекулируются, а в «нужных моментах» просто используются.
В конце октября Департамент охотничьего и рыбного хозяйства на официальной странице в VK поделился радостной для представителей коренных народов Севера новостью : «По инициативе президента Томской региональной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Томской области «Колта-куп» (Обской человек) Усатовой Т.Х. … возвращения (ы) квоты на стерлядь для представителей Коренных малочисленных народов Севера Томской области.». Информация была растиражирована в областных и местных СМИ, руководителю региональной организации начислялись баллы за работу, которой она никогда не занималась, а в данной ситуации, наоборот, выступала за отмену квот для представителей КМНС. С какой целью была подготовлена данная заметка остается вопросом, но именно эту работу, как наиболее сложную, мы хотим оставить за собой. Мы сами вправе говорить за себя и представлять свои интересы за себя, не подменяя понятий и не соглашаясь с позицией «промолчим и здесь».
Мы устали терпеть давление со стороны исполнительных властей Томской области, желанием работать с определённым кругом лиц и терпеть различный прессинг в работе общественных объединений, мы подготовили обращение в Администрацию Томской области, ФАДН (Федеральное агентство по делам национальностей) предоставив описание сложившейся ситуации в отношении работы объединений коренных народов Севера Томской области с предложением конкретных рекомендаций:
– «Подавать информацию о работе коренных малочисленных народов, не искажая информацию и не формируя образ правильных и неправильных организаций, осуществляя работу со всеми на равных и прозрачных условиях, Департаменту охотничьего и рыбного хозяйства уточнить и исправить текст, касающийся отстаивания интересов по защите традиционного рыболовства;
– Не препятствовать, а оказывать содействие сотрудничеству объединений коренных малочисленных народов, Союзу коренных малочисленных народов Севера Томской области и его членам с образовательными организациями Томской области по сбору данных, обмену мнениями и продвижению культуры коренных малочисленных народов Севера Томской области;
– Обеспечить равный и прозрачный доступ к программам финансовой помощи и поддержки организаций коренных малочисленных народов Севера. Данные о субсидированной поддержке коренных малочисленных народов Севера Томской области содержат информацию о поддержке одной организации, что не формирует картину целостной и единой поддержки;
– Обеспечить присутствие выбранных представителей коренных малочисленных народов Севера в консультативном совете при губернаторе Томской области, а не назначаемых администрацией представителей. Статус Совета говорит, что представители в этот орган выбираются и назначаются самими коренными малочисленными народами и их объединениями.
Работа всех заинтересованных сторон позволит вырабатывать мнения, которые будут отвечать и учитывать интересы различных организаций и представителей, а также помогут создать благоприятную среду в обществе.»
Мы ждём компетентных ответов и принятия справедливых мер, а также хотим подтвердить работу наших объединений, направленную на сохранение традиций и культур коренных народов Севера Томской области, на обеспечение слышимости голосов и различных мнений, защиты прав наших народов.
Морозов Д.Н.; Байгулова М.В.; Коробейникова И.А.; Кострова О.С.; Кривошеин П.Н.; Лебедев А.М.; Иженбина Н.П.; Зинченко Н.Е.; Д.А.Егерева