Сб. Ноя 23rd, 2024

Исследуя влияние климатических изменений на жизнь и культуру коренных народов, я всегда вспоминаю слова спецдокладчика ООН по правам коренных народов Виктории Таули-Корпус: на мой взгляд, она очень точно подчеркнула особую связь этих народов с природой: «Коренные народы живут по всему миру: их земли занимают 22 % поверхности земного шара — здесь расположено 80 % всего биоразнообразия планеты.

Эти цифры говорят о том, что коренные народы играют ключевую роль в сохранении биоразнообразия нашей земли. Несмотря на это, нам предстоит пройти еще долгий путь, прежде чем правительства и доминирующее общество начнут действовать согласно тем принципам, которые заложены в международной Конвенции о биологическом разнообразии».В чем же выражается эта особая связь коренных народов с природой — лесом, рекой, болотом, тундрой? Как связаны эти культуры с животными и что меняется в их жизни с изменением климатических условий? Может ли образ жизни коренных народов помочь сохранить нашу планету?Для коренных народов земля — живая, а человек находится внутри природных циклов и неразрывно связан с ними на духовном и телесном уровне.

С рождения он учится взаимодействовать с окружающей его природой, слушать и слышать, относиться бережно и давать земле отдых и время на восстановление, брать столько, сколько нужно, и не больше, делиться и благодарить.

Кажется, что в ходе регулярных традиционных практик взаимодействия с природой в культуре коренных народов устанавливается глубинная духовная связь человека и леса, реки, болота, тундры: с деревьями можно разговаривать, на болоте нельзя шуметь, с дикими животными можно разойтись, не убивая друг друга…

Человек растет и усваивает правила взаимодействия с природой с самого рождения, и она становится важным энергетическим ресурсом для продолжения жизни.

Лес — живое существо

Представители коренных народов говорят, что лес — это их дом. Даже те, кто вынужден был уехать из-за работы или учебы, постоянно стремятся вернуться и остро переживают изменения на их родной земле. Полина Шулбаева, представитель народа селькупы родом из деревни Васюган Томской области, называет лес «духовным домом»: «Лес — это огромная экосистема. Это не просто дерево, природа, куда ты пришел, походил, помедитировал и ушел. Это экосистема с сотнями-тысячами живых организмов, и все в природе взаимосвязано. Например, город. Что такое город? Вы не можете сказать, что это просто здания и большое скопление людей. Там столько всего, и все взаимосвязано.

Вот и лес — это не только деревья». «В переводе “селькупы” означает “лесные люди”, — рассказывает Наталья Платоновна Иженбина, жительница деревни Иванкино Томской области, — Если бы вы спросили у нас, где вам лучше: в доме или в лесу, я бы ответила, что в лесу, потому что лес нам больше нравится».

Читать полностью статью в Первоисточнике

Вторая часть статьи ЗДЕСЬ

Текст и иллюстрации: Елена Сакирко

Статья создана на основе материалов 9 интервью с представителями коренных народов (проведены в декабре 2021 года). Участники интервью:

Полина Шулбаева – представитель коренного малочисленного народа селькупы – родилась и выросла в поселке Новый Васюган в Томской области. Сейчас Полина живет в Томске, куда приехала учиться, когда ей было 16 лет, но каждое лето, на праздники и выходные она едет к родным. Полина является координатором деятельности в области Конвенции о Биологическом разнообразии ООН, Центра содействия коренным малочисленным народам Севера, и членом международных рабочих групп при КБР, МФКНБ, МПБЭУ и других.

Дарья Егерева, Наталья Иженбина и Юлия Горбачева – представители коренного малочисленного народа селькупы, родом из села Иванкино Томской области. Кроме того, они представляют региональную организацию “Союз коренных малочисленных народов Севера Томской области”, туда входят несколько локальных организаций и людей из разных районов области. Сейчас Дарья живет в Москве и является членом Центра содействия коренным народом Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также представителем коренных народов на платформе ООН по изменению климата. Наталья Платоновна и Юлия Леонидовна по-прежнему много времени проводят в Иванкино. На зиму Юлия Леонидовна уезжает в Тогур (Колпашевский район Томской области), Наталья Платоновна – в Колпашево, где руководит творческим объединением “Туссайока” (Искорка). Она преподаёт селькупский язык и культуру. С женщинами они шьют сувениры и участвуют в ярмарках.

Вячеслав Шадрин – представитель коренного малочисленного народа юкагиры. Вячеслав родился и вырос в селе Нелемное Верхнеколымского улуса Республики Саха (Якутия). В настоящее время живет в Якутске и является вице-президентом Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).

Иван Иванов – представитель коренного народа Коми, в настоящее время живет в нефтяном поселке Нижний Одес, куда переехал в раннем детстве. Сейчас возглавляет Комитет спасения Печоры – экологическую некоммерческую организацию, работающую в бассейне реки Печоры.

Галина Туймешева – представитель народа тубалары, коренная жительница Республики Алтай. Родилась в шестом поколении своего рода в поселке Яйлю (Тяйлю). Является членом неправительственной организации «Сакральный Алтай», которая пытается сохранить природу родного края.

Аграфена Сопочина – представитель коренного народа ханты, выросла на стойбище в лесу, сейчас живет в поселке Лянтор Сургутского района. Аграфена Семеновна – ученый-этнограф, переводчик, специалист по языку и культуре Сургутских ханты, кроме того, активно защищает природу родного края и права своих сородичей.

Валентина Совкина – активистка из народа саами, родилась в семье рыбаков и оленеводов. Является руководителем выборного органа Куэлнэгк нёарк Самь соббар (Собрание саамов Кольского полуострова), член Абориген Форума и Саамского женского форума.

Поделиться: