Пт. Сен 20th, 2024

Коренные народы связаны с окружающим их пространством — лесом, водой, дикими животными — на глубинном уровне, и изменение климата касается их повседневного быта, традиционной хозяйственной деятельности, уровня жизни, а также внутреннего ощущения человека, его связи с предками, культурной идентичности.

Поэтому изменения в природе для коренного жителя — это полная трансформация. Что же конкретно для них меняется и может ли образ жизни коренных народов помочь сохранить нашу планету? Изменение климата влияет на коренные народы на разных уровнях. Прежде всего, сильно меняются природные территории, на которых проживают эти народы. Например, многие их представители рассказывают о появлении новых, инвазивных видов животных.

«С Дальнего Востока пришла енотовидная собака, и она очень сильно разоряет птичьи гнезда, — рассказывает Полина Шулбаева, представительница народа селькупы из Томской области. — Увеличилось количество шелкопряда, который полностью темнохвойный лес убивает. Он убивает не только лес, он убивает всю экосистему. Там уже не будет ничего, зверь оттуда уходит, потому что абсолютно мертвая территория».

В Коми люди тоже замечают, что появляются новые виды насекомых, птиц. «Какие-то непонятные мне птицы, — я их вообще не знаю. Их стало полно, орут как черти», — возмущается представитель народа коми.
Иван Иванов. Меняются знакомые территории: там, где раньше были поляны с ягодой, теперь водное болото, или наоборот — выросли какие-то кустарники. Жители Иванкино в Томской области рассказывают, что у них появился сырой, холодный, сквозной ветер.

«Нет, видно, леса такого сейчас, чтобы сдержать этот ветер. Очень много леса у нас вырубили, — рассказывает Юлия Горбачева, представительница народа селькупы. — Природу человек рушит. И климат меняется». «Происходят большие социальные изменения, и, естественно, меняется климат», — делает вывод ханты Аграфена Сопочина.

Она рассказывает, что в Сургутском районе коренных жителей практически лишили пастбищ для таежного оленеводства: то сжигали, то забирали под нефтяное освоение, строили города, поселки, расстреливали домашних оленей.

Читать полный текст статьи в Первоисточнике

Текст и иллюстрации: Елена Сакирко

Статья создана на основе материалов 9 интервью с представителями коренных народов (проведены в декабре 2021 года). Участники интервью:

Полина Шулбаева – представитель коренного малочисленного народа селькупы – родилась и выросла в поселке Новый Васюган в Томской области. Сейчас Полина живет в Томске, куда приехала учиться, когда ей было 16 лет, но каждое лето, на праздники и выходные она едет к родным. Полина является координатором деятельности в области Конвенции о Биологическом разнообразии ООН, Центра содействия коренным малочисленным народам Севера, и членом международных рабочих групп при КБР, МФКНБ, МПБЭУ и других.

Дарья Егерева, Наталья Иженбина и Юлия Горбачева – представители коренного малочисленного народа селькупы, родом из села Иванкино Томской области. Кроме того, они представляют региональную организацию “Союз коренных малочисленных народов Севера Томской области”, туда входят несколько локальных организаций и людей из разных районов области. Сейчас Дарья живет в Москве и является членом Центра содействия коренным народом Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также представителем коренных народов на платформе ООН по изменению климата. Наталья Платоновна и Юлия Леонидовна по-прежнему много времени проводят в Иванкино. На зиму Юлия Леонидовна уезжает в Тогур (Колпашевский район Томской области), Наталья Платоновна – в Колпашево, где руководит творческим объединением “Туссайока” (Искорка). Она преподаёт селькупский язык и культуру. С женщинами они шьют сувениры и участвуют в ярмарках.

Вячеслав Шадрин – представитель коренного малочисленного народа юкагиры. Вячеслав родился и вырос в селе Нелемное Верхнеколымского улуса Республики Саха (Якутия). В настоящее время живет в Якутске и является вице-президентом Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).

Иван Иванов – представитель коренного народа Коми, в настоящее время живет в нефтяном поселке Нижний Одес, куда переехал в раннем детстве. Сейчас возглавляет Комитет спасения Печоры – экологическую некоммерческую организацию, работающую в бассейне реки Печоры.

Галина Туймешева – представитель народа тубалары, коренная жительница Республики Алтай. Родилась в шестом поколении своего рода в поселке Яйлю (Тяйлю). Является членом неправительственной организации «Сакральный Алтай», которая пытается сохранить природу родного края.

Аграфена Сопочина – представитель коренного народа ханты, выросла на стойбище в лесу, сейчас живет в поселке Лянтор Сургутского района. Аграфена Семеновна – ученый-этнограф, переводчик, специалист по языку и культуре Сургутских ханты, кроме того, активно защищает природу родного края и права своих сородичей.

Валентина Совкина – активистка из народа саами, родилась в семье рыбаков и оленеводов. Является руководителем выборного органа Куэлнэгк нёарк Самь соббар (Собрание саамов Кольского полуострова), член Абориген Форума и Саамского женского форума.

Поделиться: